хочу в питер!
Литературный Петербург
Литературные места Петербурга — Маршрут: 10 адресов по произведениям писателей
Место: Гражданская улица, 19 / Столярный переулок, 5

Дом Родиона Раскольникова

"Преступление и наказание", Ф. М. Достоевский
Существует мнение некоторых исследователей топографии романа "Преступление и наказание", согласно которому под С — м переулком писатель подразумевал, возможно, Спасский переулок. Но оно не нашло подтверждение. И литературоведы взяли за основу версию вдовы Достоевского о том, что каморка Родиона Романовича находилась в Столярном переулке в доходном доме Шиля, поскольку местожительство главного героя тесно связано с адресами самого писателя.

В 1847-1849 годах в этом доме (бывшей гостинице "Париж") Фёдор Достоевский снимал комнату. Дом Раскольникова находится в Столярном переулке. Квартира с его комнатушкой расположена на последнем этаже.

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Так же, как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. В 1999 году на стене дома установили горельеф "Дом Раскольникова". Однако для посещения дом закрыт. Дом, построенный в 1831 году, несколько раз перестраивали, а в 1999 году на фасаде установили памятную доску.

Место: Сенатская площадь

Памятник "Медный всадник"

"Медный всадник", А. С. Пушкин
Свое название памятник "Медный всадник", выполненный из бронзы, получил благодаря одноименному творению Пушкина. Великий классик Александр Сергеевич написал свою стихотворную повесть под впечатлением от разрушительного наводнения, произошедшего в Петербурге в 1824 году.
Было бы удивительно, если взвивающийся в небо Петр не оброс легендами. Одна из таких гласит: вознамерился как-то вседержитель перескочить на резвом скакуне Неву-матушку. Воскликнув "Все Божье и мое!" и ударив шпорами, царь легко оказался на противоположном берегу. Тем же образом перескочил реку обратно. Хотел, было, перенестись через Неву в третий раз, да только попутал слова, крикнув: "Все мое и Божье!" Небеса тут же наказали Петра, превратив его в камень.

Рассказывают также, что змея расположилась у ног Петрова коня неспроста: однажды в горячечном бреду царю привиделось: наступают, якобы, на Петербург шведы. Вскочил он на коня и хотел, было, взлететь над Невой, чтоб дать бой супостату, да не дала погибнуть ему в речных водах змея, остановившая коня. Так и стоит ныне "Медный всадник" как дань памяти змее-спасительнице.

На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.

Известно, что рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.
Место: Литейный проспект, 37/39

Парадный подъезд на Литейном

"Размышления у парадного подъезда", Н. А. Некрасов
Дом, описанный Николаем Алексеевичем Некрасовым, хорошо сохранился до наших дней. Красивейшее двухэтажное здание с цокольным этажом выполнено в духе архитектуры итальянского Возрождения. Его балкон поддерживают кариатиды, пьедесталами для которых служат четырёхгранные столбы. Удивительно изящно решение не только главного и дворовых фасадов, но также вестибюля и парадной лестницы. Память о первом владельце особняка штаб-ротмистре Петре Егоровиче, который был сыном денщика Петра I, осталась в имени дома. Его частенько называют дом Пашкова.
Некрасов написал стих "Размышления у парадного подъезда", став свидетелем того, как швейцар прогоняет группу крестьян от подъезда влиятельного министра.
Место: Гороховая улица, 13 / ул. Малая Морская, 10

"Дом Пиковой дамы"

"Пиковая дама", А. С. Пушкин
В городе на Неве жили и творили многие выдающиеся поэты и писатели. Здешние места вдохновляли творческих людей своей загадочной, немного мистической атмосферой. Созданные тут художественные образы, кажется, обретают некую материальность, становятся реальными и живыми.
Во многом это связано с тем, что прототипами литературных героев становятся жители Северной столицы — обитатели особняков и трущоб, прогуливающиеся по улицам, паркам и площадям города. Один из самых известных литературных персонажей, имевший реальный прототип, это "Пиковая дама" из одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
И "Дом Пиковой дамы" действительно существовал. Прообразом старухи действительно стала княгиня Наталья Голицына, в роду которой был царский денщик, один из самых зажиточных людей России. По легенде та подсказала одному из пушкинских знакомых беспроигрышную комбинацию карт — тройку, семерку и туз — и он быстро вернул проигранные деньги. Княгиня чуть-чуть не дожила до своего столетия, после нее дом перешёл к военному министру Чернышеву и практически в неизменном виде дошёл до наших дней.
Княгиня Голицына была дамой известной и уважаемой в высшем обществе и когда-то блистала в свите Екатерины II. Потом Наталья Петровна с мужем уехали в Париж, а когда с началом революции во Франции вернулась в Россию, то организовали в доме салон для французской аристократии. Княгиня Голицына дожила до 94 лет, и до глубокой старости управляла железной рукой и именьем, и домом, и детьми с внуками, и даже мужем, пока тот был жив.
Сюжет вполне узнаваем. Так же как и описанный поэтом дом. Трёхэтажный особняк на углу Гороховой и малой Морской улиц, построенный в XVIII веке, неоднократно переходил от владельца к владельцу, надстраивался, обрастал флигелями, каменной оградой и даже садом. Но, описанный Пушкиным, он и сегодня узнаваем. И это не удивительно, ведь Александр Сергеевич в 1832—1833 годах жил неподалёку.
Место: Сенная площадь

Сенная площадь

"Преступление и наказание", Ф. М. Достоевский
Сенная площадь была центром торговли, средоточием городской бедноты, чревом Петербурга и одном из самых отнюдь не совсем хороших мест в тогдашней столице Российской империи. Родион Раскольников из "Преступления и наказания" Достоевского часто бывал на Сенной площади. Отправляясь на убийство, он проходил мимо Юсуповского сада. "Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся".
Ф. М. Достоевский отлично знал этот район, поэтому маршрут главного героя автор воспроизвёл очень точно и скрупулёзно.
Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.
На Сенной площади Раскольников замышляет убийство процентщицы — Алёны Ивановны, и на Сенную площадь он возвращается спустя несколько дней после убийства. На Сенной площади тогда стояла церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, или как храм в народе называли Спас-на-Сенной. С 1923 года — собор. Увы, в 1961 году в разгар очередной антирелигиозной кампании был взорван вместе с соседним доходным домом. Именно возле Спаса-на-Сенной Родиона Раскольникова постигло осознание ужаса своего преступления.
Вечером 20 июля Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, и сразу же отправляется в полицейскую контору, где сознается в убийстве.
Место: улица Бабушкина / переулок Матюшенко / улица Полярников

Станция метро "Ломоносовская"

"Чемодан", С. Д. Довлатов
Местом нашего посещения могут стать многие места из произведений Довлатова: и филфак СПбГУ Сергея Донатовича "Филиал", и дом самого писателя: "Заповедник", "Наши", и гостиница "Октябрьская" тот же "Чемодан".
Но с "Ломоносовской" связана самая смешная глава из "Чемодана", рассказывающая о бригаде рабочих, которым главный герой, то есть сам писатель, помогает устанавливать барельеф Ломоносова, а потом на праздничном банкете крадёт у главы горисполкома ботинки.
Место: Невский проспект

Невский проспект

"Невский проспект", Н. В. Гоголь
"Невский проспект" — известная повесть Николая Васильевича Гоголя, которая входит в цикл Петербургские повести. Она была написана автором в 1833—1834 гг. Повесть начинается со слов:
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!
Дальше идёт описание того, как Невский проспект меняется с раннего утра до поздней ночи. Никто ни до, ни после него так полно не описывал жизнь главной городской улицы — с утра и до самого вечера. Более того, если вчитаться в гоголевские строки, то можно понять, что Невский мало изменился с тех пор: просто стал немного шире и чище.
Место: Летний сад

Летний сад

"Летний сад", А. А. Ахматова
Произведение "Летний сад" Анна Ахматова написала в поздний период своего творчества в 1959 году. Хотя стихотворение проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернётся, Анна Андреевна Ахматова создала настоящий гимн этому знаменитому парку Петербурга.
Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о единственном саде, в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый "мачт корабельных…скрип", увидеть плывущего лебедя.
Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон "сотен тысяч шагов врагов и друзей".
В произведении четко прослеживается двойственность образов: "статуи помнят" — "я их… помню"; "царственные липы" — "мачты корабельные"; "лебедь" — отраженный в воде "двойник"; "врагов и друзей". Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.
Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: "от вазы гранитной до двери дворца". В таинственном саду царит волшебная атмосфера: "шепчутся белые ночи", "все перламутром и яшмой горит".
В целом произведение "Летний сад" содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга.
На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой её сердцу город на Неве.
Место: набережная реки Фонтанки

Набережная реки Фонтанки

"Бедные люди", Ф. М. Достоевский
Во времена Фёдора Достоевского именно на Фонтанке заканчивался уютный центр столицы Российской империи и начинались рабочие окраины. Не то, что сейчас Фонтанка — одна из главных достопримечательностей Петербурга с массой самых изысканных, известных и красивейших памятников на обоих берегах.
А классик Достоевский в "Бедных людях" писал о Фонтанке как о мрачном месте:
Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все-такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять!
Роман представляет собой 54 письма, которыми обменялись Макар Девушкин и Варвара Добросёлова. Сам сюжет прост и как бы банален, но во все времена волнует и актуален. Бедный чиновник решает помочь дальней родственнице, находящейся в непростом положении. Он не жалеет для неё ни собственных средств, ни времени, ни добрых советов, ни ласковых слов.
С благодарностью принимает Варя помощь, отзываясь теплотой и сердечностью. Во взаимоотношении двух обездоленных людей, ставших опорой друг для друга, открываются лучшие стороны обоих. В финале Варвара принимает решение выйти замуж за нелюбимого помещика Быкова, чтоб обрести социальный статус и финансовое благополучие.
Достоевский показывает внутренний мир "маленького человека", его переживания, проблемы, разочарования, но, в то же время, и духовное развитие, нравственная чистота — вот что волнует Фёдора Михайловича, поднявшего тему трансформации личности в тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Безденежье и невзгоды не разрушили самого главного в душе "маленького человека" — способности к состраданию, милосердию. Возросшее самоуважение, пробуждающееся самосознание ведёт к переосмыслению своей и окружающей жизни. Эта тема была близка самому автору.
Произведения Ф. М. Достоевского сегодня знают и читают люди во всём мире. А при жизни писатель постоянно испытывал нужду, был в долгах, не имел даже собственного жилья, постоянно ютился на съёмных квартирах, часто сам и с семьёй переезжал с одного адреса на другой, отчего Достоевских мест в Петербурге много.
На набережной реки Фонтанки, 103 в мае 1837 года Фёдор Достоевский проживал и готовился в пансион К. Ф. Костомарова. Дом сохранён и на него можно полюбоваться. Перечислить все точные адреса, где останавливался Фёдор Михайлович Достоевский в Санкт-Петербурге и где проживали герои его бессмертных произведений, затруднительно.
Но есть возможность познакомиться с самыми главными местами Петербурга Достоевского, а также с жизнью и творчеством писателя в городе на Неве и совершить содержательную экскурсию.
Made on
Tilda